Ученые из Калифорнийского Университета в США с помощью экспериментов доказали, что человек считает лицо или предмет более или менее красивым в зависимости от того, насколько быстро мозг способен обработать данное изображение. Таким образом, самыми красивыми нам кажутся наиболее "усредненные" и узнаваемые образы. Эти образы наиболее близки к "прототипам", которые существуют в мозгу, поэтому их легко воспринимать. Их исследование опубликовано в журнале Psychological Science.
Интересно, что эффект "усредненной красоты" влияет на наше понятие о привлекательности не только об одушевленных, но и о неодушевленных предметах. Люди предпочитают изображение, наиболее близкое к среднему, и тогда, когда речь идет о собаках, птицах, машинах, и прочих предметах нас окружающих.
Феномен "усредненности красоты" пытались объяснить с точки зрения эволюции и полового отбора. Как и симметрия (другой показатель привлекательности), "усредненность" может говорить о хорошем здоровье потенциального полового партнера. Пример: слишком выпуклые глаза - признак заболевания. Подобное объяснение кажется правдоподобным, когда речь идет о человеческих лицах, но его нельзя применить к неодушевленным предметам и животным, которые не имеют никакого отношения к половому отбору.
Петр Винкельман (Winkielman) из Калифорнийского университета в Сан-Диего и его коллеги решили найти более общий механизм привлекательности. Хорошо известно, что изображения, близкие к "прототипам", кажутся наиболее привлекательными и обрабатываются мозгом быстрее всего (это было доказано в экспериментах, когда людей просили классифицировать изображенный предмет и засекали скорость). Ученые рискнули предположить, что "усредненные" образы кажутся привлекательными именно из-за того, что мозгу легко их обрабатывать.
"Чем быстрее человек классифицирует предмет, тем более красивым он ему кажется", - сообщают исследователи.