Рецепты · Диеты · Беременность и роды · Женский сонник · Тайна имени · Природная косметика
Форум [ архив ] · Поиск · Реклама на сайте · Вход для пользователей
Архив форума | Правила | Фотогалерея

МУЖУКИ

Женский клуб


Перейти на страницу ( 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 Следующая страница )
Автор МУЖУКИ
Evridika





Сообщений: 6198
14 Апр, 2007 г. - 23:08   
О наболевшем тема. Хочу понять что на них временами находит.
Только что общаешься вроде с нормальным человеком, как вдруг, на ровном месте их куда-то заносит, грубят, хамят...
Причем абсолютно все без исключения независимо от возраста, образования, социального уровня.
Может на них космические колебания какие влияют, или это связано с внутренней секрецией?
Откуда у них берутся эти ничем не спровоцируемые и неконтролируемые приступы агрессии?
В такие моменты они совершенно теряют разум: могут нагрубить женщине, обидеть ребенка, пнуть собаку, подратья или напиться...
Жуть просто... И совершенно нельзя предвидеть, какое коленце они могут выкинуть в следующую минуту.
Вот за эту неадекватность я и не люблю мужчин в принципе...

 
zen_





Сообщений: 2594
14 Апр, 2007 г. - 23:09   
Инстинкты.

Quote:
... могут нагрубить женщине, обидеть ребенка, пнуть собаку, подратья или напиться... Жуть просто...
Вот за эту неадекватность я и не люблю мужчин в принципе...


Рассудком, а инстинктивно всё наоборот. Тогда говорят: "Ну что я дура в этом козле нашла ?" Рассудок не может понять, что одно тело к другому влечёт, почему он пнул собаку, зачем подрался, почему изменил, когда говорит, что любит до беспамятства, ....

 
zen_





Сообщений: 2594
14 Апр, 2007 г. - 23:14   
Инстинкты управляют нами через эмоции, не утруждаясь разъяснениями. Инстинкт, побуждающий женщину украшать себя, в частности косметикой, никак не сообщает ей зачем это нужно делать - ей хочется, и всё. Логический смысл в этом однозначен - привлечь внимание мужчин, однако большинство женщин будут это категорически и искренне отрицать, говоря что красятся они "для себя". Просто хочется, и всё... Но ведь гетеросексуальные мужчины "для себя" не красятся! Такой поведенческой программы в их инстинктах нет. Кстати, очень многие современные мужчины негативно относятся к косметике на женщинах, но инстинкт про это не хочет знать. Ещё стоит обратить внимание, что чем ниже уровень культуры женщины, тем ярче и грубее "штукатурка" - инстинктивные мотивы в этом случае не сдерживаются и не корректируются рассудком. Однако имея свободный и прямой доступ к мотивационным центрам мозга, инстинкты способны вызвать ОЩУЩЕНИЕ своей правоты в чём угодно. Воистину верно сказано "То, чего хочется, всегда кажется необходимым" ((С)_Мария Эбнер-Эшенбах). Это воздействие можно даже уподобить наркотическому. Наркотические иллюзии также нередко воспринимаются, как какая-то высшая мудрость. Также и пресловутая "мудрость любви" на деле - лишь только ощущение мудрости. На самом деле любовь оценивает объект выбора очень поверхностно - в соответствии с жёсткой, где-то даже тупой, генетической программой, задающей стратегию выбора брачного партнера. Рассудку при этом не остается ничего другого, кроме как заниматься подгонкой под ответ. Человеку вообще очень свойственно заниматься подгонками под ответ, когда он пытается объяснить своё инстинктивно-мотивированное поведение.

"Любовь всегда права" часто слышим мы в песнях, стихах или проповедях. Люди же бывалые склонны петь другие песни - "любовь зла - полюбишь и козла". Зачем и почему возникает любовь к человеку, в отношении которого приходят на ум аналогии со столь малоприятным в качестве объекта половой любви животным? Затем, что такой человек малоприятен лишь в современной обстановке с желательным ныне моногамным браком и продуктивной деятельностью на благо общества в рамках закона; в те же доисторические времена, когда формировались инстинкты выбора наилучшего брачного партнёра, как раз такая, ныне неприятная, а то и опасная личность была вариантом хоть куда... Но инстинкты не спрашивают, какова нынче социальная конъюнктура, они просто включаются, когда сочтут нужным, в соответствии с заложенным в них древним шаблоном, оставляя нам недоумевать, как зла и слепа бывает любовь.

Реальная картина поведения людей усложняется и запутывается не только наличием в нас двух "Я", но и тем, что граница между ними не абсолютно чёткая, инстинктивная и рассудочная мотивация может причудливо переплетаться. Кроме того, на каждый случай человек располагает несколькими инстинктивными программами поведения, возникшими в разное эволюционное время, и бывает, противоречащими друг другу.

(с) АП

Человек рождается с большим количеством врождённых программ поведения, которые возникли в разное эволюционное время, в силу чего нередко друг другу противоречат.

Механизмы реализации врождённых программ поведения способны лишь на сигнатурный анализ обстановки, предполагающий формально-поверхностное сопоставление обстановки со схематичными сигнальными признаками, заложенными в эти программы.

Достаточное совпадение внешних условий с этими сигнальными признаками порождает ту или иную эмоцию, побуждающую человека к реализации соответствующей инстинктивной программы;

Истинная мотивировка действий при этом не осознаётся - для рассудочного объяснения инстинктивно-мотивированного поведения привлекаются самые случайные доводы, носящие характер подгонки под ответ.

 
stesha



Сообщений: 47
14 Апр, 2007 г. - 23:16   
Quote:
О наболевшем тема. Хочу понять что на них временами находит.
Только что общаешься вроде с нормальным человеком, как вдруг, на ровном месте их куда-то заносит, грубят, хамят... Причем абсолютно все без исключения независимо от возраста, образования, социального уровня.
Может на них космические колебания какие влияют, или это связано с внутренней секрецией?
Откуда эти ничем не спровоцируемые и неконтролируемые приступы агрессии?
В такие моменты они совершенно теряют разум: могут нагрубить женщине, обидеть ребенка, пнуть собаку, подратья или напиться... Жуть просто...
Вот за эту неадекватность я и не люблю мужчин в принципе...


испортят всё настроение,а потом ещё спрашивают:-Милая что ты такая холодная со мной?Сами из нас стерв делают и самое интересное в том что за собой они этого не замечают

 
sovetnik





Сообщений: 6711
14 Апр, 2007 г. - 23:26   
Quote:
... Вот за эту неадекватность я и не люблю мужчин в принципе...


А я тоже не люблю мужчин... в принципе...

 
ptaha





Сообщений: 1859
14 Апр, 2007 г. - 23:40   
Никогда не замечала, чтобы кто-нибудь срывался на пустом месте. Всегда есть причины и поводы.
 
stesha



Сообщений: 47
14 Апр, 2007 г. - 23:54   
да можно разобраться в любой ситуациии, найти первопричины данного состояния,главное не усугублять их.Я лично пробывала разные стратегии:то отвечала взаимностью,то проявляла ласку,иногда предлагала просто поесть-кстати очень еда успакаивает(но не всегда),а в последнее время я просто игнорирую данные проявления,даю возможность пережить всё самому,как на следующий день он сам всё осознаёт и извеняется за грубость-Мол прости,достало всё сорвался...
 
Violenca





Сообщений: 2063
15 Апр, 2007 г. - 00:10   
Quote:
О наболевшем тема. Хочу понять что на них временами находит.
Только что общаешься вроде с нормальным человеком, как вдруг, на ровном месте их куда-то заносит, грубят, хамят...
Причем абсолютно все без исключения независимо от возраста, образования, социального уровня.
Может на них космические колебания какие влияют, или это связано с внутренней секрецией?
Откуда у них берутся эти ничем не спровоцируемые и неконтролируемые приступы агрессии?
В такие моменты они совершенно теряют разум: могут нагрубить женщине, обидеть ребенка, пнуть собаку, подратья или напиться...
Жуть просто... И совершенно нельзя предвидеть, какое коленце они могут выкинуть в следующую минуту.
Вот за эту неадекватность я и не люблю мужчин в принципе...



Тестостерон-с...

Но мужчин я люблю, а их гормональные бури пережидаю совершенно спокойно. Плохо в этих "явлениях" - их внезапное наступление. У женщин же сроки гормональных всплесков известны, а у мужчин - совершенная загадка.

Добавлю, что тема поднята серьёзная и интересная. Поэтому без юмора к ней подходить не стоит.

 
Evridika





Сообщений: 6198
15 Апр, 2007 г. - 01:10   
Виоленца, объясните, какой смысл вкладываете в слова "мужчин я люблю".

Зен, Вы не ответили на мой вопрос, что провоцирует в мужчинах приступы агрессии без видимого повода?

 
Violenca





Сообщений: 2063
15 Апр, 2007 г. - 01:29   
Quote:
Виоленца, объясните, какой смысл вкладываете в слова "мужчин я люблю".



Они мне кажутся привлекательными. А Вы какой смысл вкладываете в слова "не люблю мужчин в принципе"?

 
Evridika





Сообщений: 6198
15 Апр, 2007 г. - 01:34   
Quote:
>>Виоленца, объясните, какой смысл вкладываете в слова "мужчин я люблю".
<<

Они мне кажутся привлекательными. А Вы какой смысл вкладываете в слова "не люблю мужчин в принципе"?


Как раз противоположный Вашему: я их не нахожу привлекательными.

 
Violenca





Сообщений: 2063
15 Апр, 2007 г. - 01:39   
А какими Вы их находите, если не секрет?
 
Evridika





Сообщений: 6198
15 Апр, 2007 г. - 01:54   
Quote:
А какими Вы их находите, если не секрет?


Я их и не нахожу, они сами находятся
А если серьезно - они чересчур капризны, непостоянны, непоследовательны, безрассудны, трусливы, самовлюбленные, испорченные, похотливые, лживые, нерешительные, закомплексованные. Список можно продолжить. Но уже перечисленное объясняет их скрытность и неискренность.

 
bluesky





Сообщений: 3660
15 Апр, 2007 г. - 02:01   
Quote:
Виоленца, объясните, какой смысл вкладываете в слова "мужчин я люблю".

Зен, Вы не ответили на мой вопрос, что провоцирует в мужчинах приступы агрессии без видимого повода?



А zen никогда не отвечает на чьи-либо вопросы.При чем тут инстинкты?...А,ну да!Он же подгоняет под наши вопросы свои ответы!Че-то было про инстинкт,вот и решил,что неуправляемая агрессия и вспыльчивость это инстинкт. Эвридика,я иду баиньки,но завтра подробно выскажу свою точку зрения!

 
Violenca





Сообщений: 2063
15 Апр, 2007 г. - 02:11   
Quote:
>>А какими Вы их находите, если не секрет?<<
Я их и не нахожу, они сами находятся
А если серьезно - они чересчур капризны, непостоянны, непоследовательны, безрассудны, трусливы, самовлюбленные, испорченные, похотливые, лживые, нерешительные, закомплексованные. Список можно продолжить. Но уже перечисленное объясняет их скрытность и неискренность.



Так что ж, не любить их теперь? Вон, даже у Блу подпись какая подходящая.

 
Hermine





Сообщений: 786
15 Апр, 2007 г. - 02:30   
Quote:
>>А какими Вы их находите, если не секрет?<<
Я их и не нахожу, они сами находятся
А если серьезно - они чересчур капризны, непостоянны, непоследовательны, безрассудны, трусливы, самовлюбленные, испорченные, похотливые, лживые, нерешительные, закомплексованные. Список можно продолжить. Но уже перечисленное объясняет их скрытность и неискренность.


ППКС
добавлю от себя: нарциссы

 
sovetnik





Сообщений: 6711
15 Апр, 2007 г. - 02:31   
Quote:
>>>>... они чересчур капризны, непостоянны, непоследовательны, безрассудны, трусливы, самовлюбленные, испорченные, похотливые, лживые, нерешительные, закомплексованные. Список можно продолжить. Но уже перечисленное объясняет их скрытность и неискренность.<<
...
добавлю от себя: нарциссы


Ну кто б говорил! Неча на зеркало пенять...

 
Evridika





Сообщений: 6198
15 Апр, 2007 г. - 02:47   
Quote:
добавлю от себя: нарциссы


Не далее как сегодня на тусовке в клубе наблюдала как мужуки крутились перед зеркалом! И так и сяк на свое отражение любовались.
А один из моих соседей вообще карикатура: 140 кг - представляете? А как хвастает красивыми ногами! Интересно, как он их разглядел из-за живота до колен?

 
zen_





Сообщений: 2594
15 Апр, 2007 г. - 03:11   
Quote:
... что провоцирует в мужчинах приступы агрессии без видимого повода?

Комплекс инстинктивных программ, поэтому и без видимого повода. Если бы было с видимым, то это область сознания была бы осознаваема рассудочной программой, а не инстинктивной. При инстинктивной реакции без видимых (неосознанных) сигнальных признаках рассудок просто подгоняет ответ под реакцию формы.

Агрессия - эмоциональные энергии, являющиеся реакциями на различные раздражители (внутри или снаружи), в данном случае они не осознаются, поэтому кажется, что мужчина просто спонтанно, ни с того, ни с чего стал вести себя агрессивно.

***

Таблица 2. Мнения девушек
Юноша, пользующийся успехом


Энергичный
Жизнерадостный
Красивый
Любит танцевать
Высокий
С чувством юмора
Старается помочь другим
Умный
Честный, справедливый
Волевой
Смелый
Любит свою работу
Трудолюбивый
Умеет владеть собой

Как видно из таблицы агрессивность, является одним из ключевых качеств мужчины, так как

энергичность + неумение владеть собой -> спонтанная агрессия

Агрессивность мужчины - это то, что заводит девушку, на инстинктивном уровне. Хотите доказательств ? Иначе бы все агрессивные мужики вымерли, эволюция бы их выбросила на помойку.

В "перевёрнутости" требований рассудка и инстинкта и видится главная причина затруднений высокообразованных людей в поисках супруга. Традиционно принято считать, что проблема - в высоте требований. Сами по себе требования могут быть и не очень высоки, но они очень противоречивы - сердце хочет того, что рассудок справедливо отвергает, а пожелания рассудка не устраивают сердце.

В самом деле, такие качества, как доброта, порядочность, честность, уважение других людей, тактичность, да совесть наконец, справедливо считаются признаками культурного, порядочного человека, и хорошего супруга, но вместе с тем, с первобытных позиций это всё признаки низкого ранга в иерархии!

 
zen_





Сообщений: 2594
15 Апр, 2007 г. - 03:41   
Выше была реплика по поводу несвязанности инстинкта и агрессивности, можно и на эту тему, к примеру, как связано поведение человека с инстинктивными программами ?

Так что же такое - инстинкт?

Существует много определений и пониманий понятия "инстинкт"; однако все они содержат указание на то, что инстинкты содержат те или иные врождённые предпосылки, а также на то, что они влияют на практическое поведение.

Одно из, на мой взгляд наиболее удачных академических определений инстинкта гласит:

ИНСТИНКТ (лат. instinctus - побуждающий) - неприобретённая, характерная для данного вида тенденция или предрасположенность реагировать определённым способом, возникающая при определённых стимульных условиях и при определённых состояниях особи.

Замечу, что сюда входит также врождённая предрасположенность легко воспринимать в ходе воспитания и обучения поведенческие и когнитивные схемы определённого типа, и неохотно воспринимать схемы другого типа. К примеру, дети животноводов, даже контактирующие с животными гораздо чаще, чем с людьми, тем не менее не перенимают поведение животных; на вышеупомянутых "Маугли" они совсем не похожи, ибо видоспецифическое человеческое поведение усваивается ими гораздо охотнее и легче. Чтобы ребёнок усвоил явно чуждое ему поведение, он должен быть лишён примера людей практически полностью, тогда и только тогда этот вакуум будет заполнен столь чужеродным содержимым.

Ещё обращаю внимание на то, что речь идёт именно о тенденции или предрасположенности, норме реакции, но не о каком-то строго фиксированном действии, хотя как частный случай это очень возможно. Другими словами, включившийся инстинкт порождает не поступок, а ЖЕЛАНИЕ что-либо сделать, или какое-нибудь неконкретное чувство, ощущение, настроение, которое может субъективно не осознаваться как потребность именно в поступке (таково к примеру ощущение, что "зачесались кулаки" - человек ощутил потребность в агрессивном акте), но тем не менее - создаёт эмоциональный настрой, влияющий на принятие решений. Ах, я сегодня в подавленном настроении, и не мог поступить иначе...

Инстинкты, как и морфологические признаки формируются естественным отбором медленно и постепенно, и на более-менее длительных эволюционных промежутках времени "пришлифовываются", и становятся адекватными обстановке, в которой живёт вид. Ну конечно с оговорками на сигнатурность, неизбежным следствием которой является некоторых процент ложных срабатываний даже в стабильной обстановке. Но в общем и среднем в такой обстановке инстинктивное поведение вполне логично и целесообразно. Но при резкой смене условий существования вида

такое поведение начинает выглядеть необъяснимо и загадочно

- ведь человеку искренне хочется сделать так, а не иначе, и в силу искренности этого чувства желание воспринимается как "правильное", хотя объективно оно уже не соответствует новой обстановке.

Человечество, "изобретя" бурную социальную эволюцию, радикальнейше ускорило темп изменений условий обитания; существующие же механизмы видообразования за столь стремительными изменениями поспеть никак не могут. К счастью у человека есть способность приспосабливаться к таким изменениям иными средствами, чем коррекцией врождённых программ поведения; однако упомянутые древние консервативные механизмы никуда не делись, и продолжают влиять на наше поведение, хотя их время возможно уже давно ушло.

Можно ли как-то перепрограммировать эти врождённые программы поведения? Перепрограммировать - нет, но можно заблокировать, предложить альтернативную поведенческую линию, которая при определённых условиях, внешней поддержке может заменять врождённые программы. Однако это будет существенно менее устойчивое положение. Как только ослабнет внешняя поддержка этих альтернатив (что происходит в годы войн и смут), или под влиянием внутренних процессов (наркотики, деструктивные процессы в ЦНС), так человек снова возвращается к своему первобытному состоянию.

Да и как можно изменить инстинктивные программы, если не знать об их существовании или отрицать его?

Да, разумеется, человек - это не муха, и даже не ящерица, для которых желание - это практически и есть действие (хотя бы попытка действия). Кора головного мозга, особенно - лобные доли для того и существуют, чтобы желания проходили какой-никакой контроль и отбор, и чтобы не все из них доходили до практических поступков. Но что если нельзя, но ОЧЕНЬ хочется? Сатирик говорит, что тогда можно... Хотя в целом ряде случаев, к примеру - немотивированной агрессии, он (сатирик то есть) глубоко не прав. Иначе говоря, человек отличается от животных (лучше так - "других животных") не тем, что у него нет инстинктов, а тем, что инстинктивные мотивации властвуют над поведением человека в существенно меньшей степени, чем над поведением низших животных. Человек (в отличие вышеупомянутой мухи) может поступить вопреки своим чувствам и желаниям - если захочет. Но часто ли так бывает? Редко ли мы поступаем так, а не иначе лишь потому, что нам ПРОСТО захотелось?

Таким образом, этологическое понимание понятия "инстинкт" существенно отличается от веско преобладающего в гуманитарной или просто бытовой среде понимания, как правило предполагающего некое до беспамятства машинальное действие, которому абсолютно нельзя противостоять. Иррациональность инстинктивных желаний - не в их всевластности над человеком, а в порой загадочной непонятности причин возникновения их.

В то же время упорство, с которым гуманитарии отрицают влияние инстинктивных механизмов на человека, безусловно заслуживает внимательного рассмотрения; причины его явно не исчерпываются несовпадением в понимании термина "инстинкт", о чём сказано выше. Похоже, что в глубине этого отрицания лежит подсознательная приверженность концепции божественного творения человека, чаще всего явно не осознаваемая, да и вообще не ассоциируемая ни с каким конкретным богом. Достаточно того, что в рамках этой концепции постулируется божественность (в смысле - полная идеальность) "природы", и всего, что ей (природой) порождается. А следовательно, "природа" человека тоже объявляется идеальной, а все мерзости его поведения объявляются результатом позднейших искажений, извращений и вредоносного влияния извне. Но инстинктивные модели поведения присущи человеку (в той или иной форме и степени) от рождения, следовательно, их тоже следует назвать частью природы человека. В то же время, очень многие инстинктивные проявления в поведении человека совершенно отвратительны, и никак не укладываются в представления о чём-то божественном. Тут бы в ответ на это и предположить, что "природные" мотивации - это вовсе не святое, это просто поведенческие программы, которые были созданы для совсем других условий жизни, и нечего на них молиться. Но у многих людей это никак не может уложиться в голове - вместо этого отрицается природность (читай - инстинктивность) всяких нехороших поведенческих актов. Кстати, на ту же веру в идеальность природы указывает миф про то, что дескать хищные животные не убивают добычи больше, чем им надо для пропитания; только "забывший свою мать-природу" человек убивает "просто так". На деле хищные, да и не очень хищные животные вполне могут убивать больше, чем им нужно; внутривидовые убийства у них тоже отнюдь не выглядят исключительными событиями.

А что, можете удивиться вы - разве человек не может ничего захотеть просто так? Разве у человека не бывает чувств и переживаний не связанных с инстинктивными механизмами? Представьте себе - нет.

Такого рода возражения приходится выслушивать более чем часто - дескать, никакой это не инстинкт, а просто мне захотелось... Но просто так и чирей не вскочит, а уж желание и подавно просто так не возникает. Способность испытывать эмоции(*), как самовосприятия того или иного состояния организма - древнейшая способность живых существ, наделённых нервной системой, а возможно даже и не наделённых - гуморальное управление организмом существует столько же, сколько и сама жизнь, и отнюдь не отмерло и у "венца творения". Эта древнейшая способность всегда отражает какие-то биологически значимые состояния или предвкушения организма - рассудочные рассуждения сами по себе эмоциями не возбуждаются и не сопровождаются; эмоции в этих случаях рождаются постфактум, за счёт того, что итог рассуждений может попутно "задеть", какой-нибудь инстинктивный релизер. К примеру - радость научного открытия порождает положительные эмоции в силу сходства открытия с победой в каком-то поединке, или какой-то очень вкусной находкой (а человек по своей природе - собиратель).

Нередко возникающее впечатление, что многие желания у человека никак не связаны с его биологией, проистекают из, помимо прочего, - излишне упрощенного взгляда на биологически обусловленное поведение, когда под биоцелесообразным поведением понимается практически голая физиология: понизился уровень глюкозы в крови - возникло желание поесть; наполнился кишечник, сработали соответствующие рецепторы - возникло желание его опорожнить, ну и далее в том же духе. Существование же сложнейших врождённых программ, регулирующих взаимодействие между особями как внутри группы, так и вне её; а также программ, регулирующих и другие, весьма тонкие аспекты жизни как особи, так и вида, очень многим людям неизвестно, или безосновательно отрицается.

Крайне важным для понимания инстинктивных странностей является также понимание принципов их функционирования. Нервные структуры, реализующие сложное врождённое поведение (у млекопитающих это главным образом лимбическая система и гипоталамус), возникли в глубочайшей древности; рассуждать, что-то анализировать и даже просто экстраполировать - для них непосильная задача. Им лишь по силам довольно формально сравнить обстановку с неким известным им схематичным и статичным шаблоном, состоящим из набора сигнальных признаков, которые могут случайно походить на реально требуемые. И возбудить соответствующую эмоцию. Такой шаблон называется сигнатурой(**), а отдельные ключевые (сигнальные) признаки, из которых она состоит - релизерами. Хрестоматийный пример - рыба-колюшка. У Н. Тинбергена в "Социальном поведении животных", хорошо показано, что самка рыбы-колюшки, начиная брачный ритуал, реагирует всего лишь на красный цвет брюшка самца, очень слабо - на цвет спинки, и форму глаз, и более ни на что.

У высших позвоночных сигнатуры конечно сложнее, но суть от этого не меняется - реагирование происходит без минимального анализа, по сути - автоматически. Как только обстановка совпала с шаблоном - то при соответствующем внутреннем состоянии возникло и желание. Собака, облаивающая проезжающие автомобили, ведёт себя вроде бы бессмысленно, однако если знать о сигнатурности работы инстинктивных механизмов, то ничего удивительного в этом не будет. Есть большой движущийся объект - возникает желание погавкать (сторожевой инстинкт). Аналогично у людей бессмысленной может выглядеть, например, немотивированная жестокость. Агрессор во многих таких случаях не имеет никаких прагматических выгод от избиения, а то и убийства своей жертвы; кроме того, он затрачивает на это изрядное количество калорий! Так зачем же?

Примерно затем же, зачем лает на проезжающие автомобили собака. При сильном внутреннем настрое на иерархический поединок (хочется удовлетворить свои иерархические амбиции, а не на ком), наличие в поле зрения существа, выглядящего более низкорангово, вызывает желание его победить, хотя с прагматической точки зрения эта победа бессмысленна, и даже влечёт риск репрессий со стороны государства. Но хочется самоутвердиться... Но в чём прагматический смысл самоутверждения? Вот в чём ещё один вопрос, достойный Гамлета...

Кстати, сигнатурным анализом широко пользуется не только инстинктивная подкорка - мы к нему часто прибегаем в практической жизни. К примеру, при проверке большого количества контрольных работ у учащихся проверяющий может абсолютно не вникать в ход рассуждений проверяемого, но лишь сравнивать полученное учащимся решение задачи на предмет совпадения с эталонным ответом (система этих эталонных ответов и будет сигнатурой в данном случае), и на основании этого совпадения выставлять оценку знаний. Очевидно, что несовпадение с ответом может быть следствием как незначительной опечатки, так и серьёзного незнания предмета; величина же оценки будет одинакова, хотя уровень знаний может отличаться радикально. Но при сигнатурном анализе такие ошибки неизбежны. На сигнатурном анализе также зиждется система примет; "Солнце село в тучу - жди дождя"; "пробежала черная кошка - жди неприятностей". Никакого анализа - визуальный признак порождает решение без промежуточных рассуждений. Хотя очевидно, что чёрная кошка как критерий принятия важных решений, скажем так малодостоверна. И примета о солнце садящемся в тучу тоже не слишком надёжна, а в Хабаровске просто ошибочна - ведь туда циклоны приходят с востока, однако сила авторитета общепринятого мнения такова, что эти и другие приметы кажутся многим людям более важными доводами, чем прогноз погоды, хотя он статистически достовернее при всех его невпопадках. Реализаторы врождённого поведения действуют по сходному принципу, с тем важным различием, что не имеют "внутреннего голоса", и если они чего решили - делают своё дело молча, без объяснений и комментариев - только возбуждая эмоцию. Если, пользуясь приметой, мы хоть можем объяснить, что вот дескать мне некий авторитетный человек сказал про неё (не объясняя, естественно, физического смысла), то здесь даже этого нет. Молча возникает какое-то чувство, желание, причины возбуждения которого никак не сообщаются. И тут-то неокортекс (рассудок, проще говоря) начинает заниматься подгонкой под ответ. "Зачем ты избил этого гражданина?" - "А чё у него пуговица не застёгнута!". На деле это желание возникло от того, что гражданин производил впечатление низкорангового члена иерархии, но рассудком эта мотивировка не осознавалась, причём совершенно искренне.

Можно отметить также такую особенность инстинктивных реакций как бинарность, весьма тесно с сигнатурностью связанную. В нашем случае это означает прежде всего склонность к гиперболизации реакций и огрублению оценок. К примеру, чуть загрязнённый сероватый снег может быть назван чёрным; но не вследствие дефектов зрения, ибо при подробных расспросах человек может оценить его цвет вполне точно, а потому, что не очень чистый снег вызвал у этого человека неприятные ощущения, которые гиперболизированно выразились у него в употреблении предельной цветовой характеристики. Полутонов как бы не существует как оценочных категорий, только два крайних значения - чёрное и белое. Одна моя знакомая произносила слово "катастрофа" каждый раз, когда при жарке яичницы у неё расплывался желток - для мелких неприятностей как бы не существует названий...

Удобно наблюдать такую бинарность за детьми, которые естественно более примативны. К примеру, ребёнок может закатить целую истерику, требуя питья, и искренне утверждать при этом, что выпьет большую кружку воды. И это в большинстве случаев вовсе не сознательный обман взрослых, а искреннее убеждение, что его потребность в воде очень велика. Но практически он делает пару глотков, и всё...

Бинарность примативных реакций возникает потому, что эмоция при высокой примативности вовлекает в возбуждение почти весь мозг, доводя восприятие вполне незначительной проблемы до уровня мировой трагедии; впрочем аналогично происходит реагирование и на позитивные эмоции. Событие оценивается либо как ужасающее, либо как восхитительное, полутоновые же эпитеты употребляются весьма неохотно. Бинарность в сочетании с сигнатурностью порождает весьма характерные для высокопримативных людей поведенческие реакции, при которых какому-нибудь малозначимому признаку придаётся абсолютно важное значение; часто такие реакции патологичны и носят характер маний или фобий. К примеру, человек может опасаться прикосновений к дверным ручкам, за которые брались другие. Количественно степень опасности заразиться не анализируется - сам факт такой возможности достаточен, он абсолютизируется, а в силу сигнатурности принимается во внимание только он один, хотя вероятность заразиться при разговоре в общем и среднем гораздо выше.

Тут закономерно возникает вопрос о том, как рассудочные и инстинктивные мотивы поведения уживаются в одном человеке? Можно ли назвать их взаимодействие сотрудничеством, или антагонизмом? Скорее нечто третье. Сосуществование - наиболее подходящий термин. В каких то случаях это действительно борьба, в каких-то сотрудничество, в каких-то - просто независимая деятельность. Но то, что это как бы два различных мира внутри человека - верно. Владимир Высоцкий с гениальной наблюдательностью подметил это в своём стихотворении про двух "Я"; что подтверждает нейрофизиологические данные об определённой автономности работы различных мозговых структур. Причём такое сосуществование чаще всего носит характер, хорошо описанный в эпиграфе к разделу о примативности - общее направление деятельности задаётся врождёнными установками, а рассудок детализирует эту деятельность сообразно текущей обстановке. То есть - обслуживает инстинктивные потребности, сам того не всегда замечая. Но поскольку рассудок склонен подводить под свои действия рациональные основания, а лимбическая система внутреннего голоса не имеет ("выходя на поверхность" лишь в форме чувств и настроений), то человеку ничего не остаётся, кроме как подгонять под инстинктивные потребности какие-нибудь благовидные рациональные поводы.

Возьмём к примеру, сельскохозяйственную практику. Виктор Дольник в своё время выдвинул гипотезу о наличии мощной инстинктивной поддержки такого рода занятий; мои собственные наблюдения за HOMO SAPIENS (в их естественной среде обитания, между прочим!) полностью подтверждают эту гипотезу. Однако сельское хозяйство в наше время абсолютно необходимо для выживания человечества, ибо оно производит львиную долю всех продуктов питания, а также немалую долю сырья для промышленности. Что позволяет вроде бы обоснованно утверждать, что процесс выращивания растений и животных - сугубо рассудочен, люди сеют хлеб, сажают картошку, пасут скот, и т.д. исключительно по причине открытого осознания важности получаемых продуктов в деле собственного выживания. Однако в современных промышленно-развитых странах рентабельным сельским хозяйством занимаются лишь несколько процентов экономически активного населения, остальные же ... занимаются примерно тем же самым, но в убыток... Что я имею в виду? Прежде всего - городских домашних животных, которые уже никого не стерегут, никого не ловят, и не служат пищей; тем не менее - благотворно влияют на эмоциональное состояние их хозяина. А значит - как-то резонируют на каких-то инстинктивных релизерах. Ещё одно массовое занятие такого рода - комнатные цветы. Также весьма редко бывает прибыльным садово-огородно-дачное времяпровождение, в которое под старость могут впасть даже потомственные горожане. Ведь живущий в городе дачник приезжает туда раз в неделю, и в силу этого не может проводить эффективной агротехники, а стало быть и получать рентабельных урожаев; затраты же на один только транспорт таковы, что выброс выращенного на рынок (в широком смысле; в том числе - в форме собственного потребления) вполне бы мог подпасть под определение "демпинг"(***), если бы рентабельность кого-то из потенциально конкурирующих дачников всерьёз волновала. Более того - нередко бывает, что в муках выращенный урожай с трудом удаётся раздать бесплатно; а если не удаётся - то он пропадает и вовсе бесславно. Однако на следующий сезон эти дачники, как загипнотизированные, начинают цикл снова, в оправдание выдвигая различные благовидные объяснения об экологической чистоте, особом вкусе или иных выгод такой деятельности; на деле же их просто тянет к земле. То есть - имеет место явно эмоциональная и иррациональная тяга к такого рода занятиям, что позволяет говорить о наличии мощного инстинктивного компонента в такой мотивации.

Мощнейшая инстинктивная подоплёка имеется у различных форм авторитаризма, особенно - в небольших группах, к примеру - в трудовых коллективах. С одной стороны - начальник имеет явные прагматические выгоды от своего начальствующего положения в группе, а "низшие чины" - не менее прагматические резоны не конфликтовать с официальным начальником. Ведь в руках у него - вполне законные рычаги для репрессий, которые действительно могут практиковаться. Наличие этих прагматических соображений многим представляется совершенно достаточным для объяснения всего спектра поведенческих реакций участников таких отношений, делающим вроде бы излишним привлечение инстинктивных мотиваций. Однако внимательное наблюдение за такими отношениями показывает наличие большой доли иррациональности в них, когда самоутверждение начальника или почтительность подчинённого далеко выходит за рамки прагматических потребностей, с другой же стороны - степень подверженности этим иерархическим законам у разных участников группы различна, причём наименее иерархически почтительные участники нередко бывают наиболее успешны прагматически. Все эти противоречия, думается вполне объяснимы, если представить отношения в этих группах, как базирующихся на иерархических инстинктах, но с мощной прагматической поддержкой.

Даже воровство, при всех лежащих на поверхности материальных выгодах такого рода занятий, не обходится без инстинктивного компонента, который весьма наглядно проявляется в иррациональной детской клептомании.

Вот ещё беглый пример такой подгонки под ответ - многие люди в России не желают пристёгиваться ремнями безопасности в автомобиле, охотно подхватывая совершенно ложные слухи об их бесполезности, искренне верят в них и всяески муссируют, хотя истинная причина в том, что пристегнувшись, человек чувствует себя униженным и сневоленным. Но на рассудочном уровне машинально трансформирует это ощущение униженности в несколько благовидно-рациональных объяснений.

И такого рода вроде бы разумно-рассудочных, однако с более или менее сильной инстинктивной поддержкой, занятий и привычек у человека чрезвычайно много, достаточно лишь внимательно их проанализировать.

--------------------------------------------------------------------------------

(*) - эдесь эмоция понимается в буквальном значении этого латинского слова, а именно - состояние организма, побуждающее его к тому или иному действию или сопровождающее это действие. Обращаю внимание, что с большинством психологических трактовок это понимание не совпадает. Традиционная психология обычно отказывает в праве на эмоции существам с простой нервной системой определяя эмоции как очень сложный психический процесс, возможный лишь у некоего существа (не будем показывать пальцем), исключительно обладающего в высшей степени развитой нервной системой. На мой взгляд это определение безосновательно и антропоцентрично. Впрочем, психология - явление очень полиморфное и неоднородное, в ней самой нет единства в определении этого термина. Повторю - в биологическом понимании, эмоция - всего лишь самоощущение организмом того или иного состояния. Столь же любимые психологами тонкие нюансы различий между понятиями "эмоция", "страсть", "ощущение", "чувство" и т. п. полагаю сугубо искусственными, и стало быть копаться в них - совершенно излишним. И раз это так, что даже эталон примитивности - виноградная улитка с её нервной системой из 9 нейронов может теоретически испытывать 2^9=512 различных эмоций! Пусть фактически их на порядок меньше, но всё же больше, чем самостоятельных слов в любом человеческом языке, описывающих эмоциональные состояния.

(**) Этологические сигнатуры нельзя буквально отождествлять с психологическим понятием "архетип", хотя К. Юнг, предложивший этот термин, скорее всего думал именно об них. Во-первых, сам Юнг не вполне однозначно сформулировал то, что он хотел сказать этим термином (может быть потому, что не смог до конца осознать его физическую природу и биологический смысл), а во-вторых последующее употребление этого термина сделало его семантику и вовсе расплывчатой; архетипом сейчас могут назвать решительно любой непонятный феномен в поведении человека, да и не только в поведении.

(***) Экономический термин "демпинг" означает массовую продажу чего-либо по цене ниже себестоимости с целью разорения более мелких конкурентов; в настоящее время такая практика для официально хозяйствующих субъектов запрещена.

 
МУЖУКИ
Перейти на страницу ( 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 Следующая страница )


Внимание ! Вы просматриваете архив форума Iwoman.ru с октября 2002 по апрель 2010 года.
Присоедениться к общению можно по новому адресу форума: club.iwoman.ru. Добро пожаловать !


· В начало

· Новый год
· Психология
· Стиль и мода
· Здоровье
· Косметология
· Полезные советы
· Карьера
· Образование
· Он и она
· Спорт и отдых
· Свадьба
· Семья
· Мой дом
· Читальня
· Звезды
· Кино
· Разное


Полезное
· Садовые цветы
· Косметич. словарик
· Таблица калорийности

Гороскопы
· Гороскоп на неделю
· Совместимость
· Мужской гороскоп
· Выбор партнера
· Другие гороскопы ...

· Карта сайта

На форуме





© 2002 - 2024 IWOMAN.RU

При использовании материалов сайта согласование с администратором и прямая гиперссылка на www.iwoman.ru обязательна.
Комментарии и статьи размещенные на сайте IWOMAN.RU, являются личным мнением авторов и могут не совпадать с мнением владельцев проекта.

Контакты: Размещение рекламы на сайте | Администратор | Редактор