Автор |
Вселенная |
Violenca
Сообщений: 2063 | 25 Мая, 2007 г. - 10:19   |
Как вы считаете, насколько плотным и материальным является наш мир? Он и вправду настолько реален, как принято об этом думать?
(Эта радуга действительно существует, или мы её просто выдумали? - тот, кто задал этот вопрос, стремительно падает вниз. Остальные продолжают сидеть на радуге. /Из рекламы/)
| |
DejaVu
Сообщений: 216 | 25 Мая, 2007 г. - 13:46   |
Quote:
| Как вы считаете, насколько плотным и материальным является наш мир? Он и вправду настолько реален, как принято об этом думать?
(Эта радуга действительно существует, или мы её просто выдумали? - тот, кто задал этот вопрос, стремительно падает вниз. Остальные продолжают сидеть на радуге. /Из рекламы/) |
|
Наша вселенная, быть может, находится в зубе какого-нибудь чудовища. (с)
Чехов
| |
janes
Сообщений: 3518 | 25 Мая, 2007 г. - 13:49   |
Этот мир подобен перышку лебедя И все реально только до тех пор, до каких ты его считаешь реальным.
Матрица.
| |
Vottakoy
Сообщений: 1089 | 25 Мая, 2007 г. - 16:38   |
Ох плотныыый! (трогая вскочившую шишку на голове).
И материальный! (вынимая банкноты из разбитого, головой, банкомата).
| |
zen_
Сообщений: 2594 | 26 Мая, 2007 г. - 15:45   |
Адвайта-веданта.
Основной тезис:
1. Я реален
2. Мир, индивидуальная душа нереальны
2. Мир, Джива (индивидуальная душа) и Я — одно и то же
Основоположники — Гаудапада и Шанкара.
Обоснование иллюзорности мира
Уже в Упанишадах наряду с трактовкой Брахмана как Творца мира, обладающего всеми возможными позитивными характеристиками, появилась тенденция считать, что в действительности к нему неприложимы вообще никакие характеристики. Но если подлинно реальная сущность неописуема, то, вероятно, описуемое — нереально. Гаудапада обосновывает именно это. Он показывает, что сновидение и «реальный» мир неотличимы друг от друга: объекты «реального» мира — это тоже определенные представления и потому несубстанциальны; они преходящи, а преходящее не может быть реальным; они ]точно так же вплетены в человеческую деятельность, как объекты сновидений — в нашу деятельность во сне; пища, принятая во сне, не может утолить голод наяву, но и наоборот — «реальная» пища не может удовлетворить голод во сне. Далее, в «реальном» мире должны существовать причинно-следственные отношения, но таковые просто невозможны: если следствие содержится в причине, то оно уже есть, возникновение его невозможно; если же не содержится, то причина отлична от следствия и породить его не может. Аналогично показывается, что причина и следствие не могут быть ни одновременными, ни разновременными. Далее, если данное следствие порождено некой причиной, она — другой, та — третьей и т.д., то налицо регресс в бесконечность. Если же в начале всего стоит одна вечная Первопричина, то это опять-таки невозможно: вечное не может породить невечное. Таким образом, многообразный мир не может считаться реальным и не мог быть сотворен реально существующим Творцом. Многообразие индивидуальных душ-джив — одна из иллюзий. Реален только Брахман — истинный, сознательный и блаженный. Мокша — духовное освобождение — заключается в осознании своей тождественности Брахману.
Шанкара и его последователи уточнили, в каком смысле мир иллюзорен. Было введено понятие трёх уровней реальности: парамартхика (истинная реальность), вьявахарика (условная реальность) и пратибхасика (призрачная реальность). К парамартхике относится только Брахман — только он действительно реален. Вьявахарика — то, что обычно считается реальностью: материальный мир, множественность субъектов, Ишвара — Владыка мира и его Творец, религиозные установления. Всё это не обладает подлинной реальностью, но не является и совершенно ложным — хотя бы в силу общезначимости таких представлений. К пратибхасике относятся сновидения, миражи и т.п., которые тоже в каком-то смысле реальны: если нам что-то приснилось, то это действительно приснилось. Совершенно нереальные вещи — туччха (например, «сын бесплодной женщины») — не подпадают ни под одну из этих категорий.
Учение о майе
Итак, Брахман сам по себе не является ни управителем, ни творцом видимого мира. Этот мир «создаётся» майей — совершенно особой сущностью, не реальной и не нереальной. (Понятие «майя» играет в адвайте такую роль, что саму эту философскую систему часто называют майява́дой.) Она лишена сознания, безначальна, непроявлена и неописуема. Кое в чем майя у Шанкары похожа на пракрити (материю) в санкхье, но она 1) совершенно несамостоятельна и 2) на уровне вьявахарики выступает как творческая сила Ишвары. Майя создаёт упадхи — ограничения (букв. фантомы), из-за которых джива видит себя отличным от Брахмана и окруженным другими самостоятельными дживами. Противники адвайты утверждают, что понятия всесовершенного единого Брахмана и затемняющей это единство майи в принципе несовместимы.
Путь к освобождению
Мокша — освобождение, прекращение перерождений — по Шанкаре, возможна только при опоре на Веды, в особенности на их заключительную часть — Упанишады. Строго говоря, Упанишады тоже принадлежат к уровню относительной истины, но занимают на этом уровне особое место. Они, говоря о Брахмане, не дают знания в обычном смысле — знания о некотором объекте: Брахман — вечный субъект и объектом чего бы то ни было, в том числе объектом дискурсивного познания, быть не может. Приписывая Брахману логически несовместимые характеристики и утверждая его тождество с Атманом — высшим Я человека — Упанишады разрушают обычный стиль мышления, кружащегося в пределах майи, уничтожают авидью — неведение и указывают путь к освобождению. Разум тоже необходим для правильного толкования Вед, но без опоры на них он не может вывести из сансары. После ознакомления с Ведами и правильного их истолкования наступает очередь йогической практики, благодаря которой человек непосредственно достигает освобождения. Но йогическая интуиция, не основанная на Ведах, согласно Шанкаре, к мокше не ведет.
Практика осознавания своей тождественности Брахману — это джняна-йога. Остальные виды религиозной практики, в том числе карма-йога и бхакти-йога, могут быть этапами в духовном совершенствовании. Более того, поклоняющиеся Брахману как Ишваре могут после смерти подняться к Хираньягарбхе — «мировому зародышу», а в конце кальпы получить истинное знание и достичь окончательного освобождения. Но достичь освобождения в этой жизни могут только те, кто изучает Веды и практикует джняна-йогу. Поскольку же к Ведам допущены только дваждырожденные, у шудр нет возможности освободиться в этой жизни[1].
Адвайта и буддизм
Параллель с буддизмом, особенно с мадхьямикой, бросается в глаза. Противники Шанкары даже обвиняли его в криптобуддизме, при том, что сам Шанкара буддизм резко осуждал и боролся с ним. В мадхьямике, как и в адвайта-веданте, утверждается недвойственность (адвайта!) мира, призрачность деления на сансару и нирвану. Подлинной реальностью признается шунья — пустота, о которой, как и о Брахмане, нельзя сказать ничего. То, что есть страдающие существа, — тоже иллюзия: на высшей точке зрения все уже спасены, все находятся в нирване — как в адвайта-веданте все уже тождественны Брахману, нет ничего, кроме него. Но все же Брахман в адвайта-веданте — это мировое Я, в то время как шунья никаким «Я» не является, и главная цель всех направлений буддизма — разрушить представление о «Я» и вообще о чем-то устойчивом, пребывающем: отчасти реальны только процессы возникновения и уничтожения. Конечно, взаимовлияние буддизма и веданты имело место, но до полного слияния дело не дошло.
Примечания
Сарвепалли Радхакришнан пишет обратное: «У Шанкары трудно найти поддержку претензии, что только путем изучения вед можно достичь познания Брахмана» (см.: [2]). Возможно, это — чрезмерное стремление приспособить адвайту к современности. В английской Википедии утверждается даже, что Шанкара отвергал кастовую систему.
| |
zen_
Сообщений: 2594 | 26 Мая, 2007 г. - 15:50   |
Талбот Майкл. Голографическая Вселенная.
В основу книги Майкла Талбота положены гипотезы двух выдающихся современных ученых – пионера квантовой физики Дэвида Бома, ученика и последователя Эйнштейна, и известного нейрофизиолога Карла Прибрама. Они пришли к выводу, что весь материальный мир, от снежинок и электронов до баобабов и падающих звезд, не имеет собственной реальности, а является проекцией глубинного уровня мироздания. Вселенная – и это подтверждает ряд серьезных исследований – представляет собой гигантскую голограмму, где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине бытия и где все, от мала до велика, взаимосвязано и взаимозависимо. По мнению многих современных ученых и мыслителей, голографическая модель вселенной является одной из самых перспективных картин реальности, имеющейся в нашем распоряжении на сегодняшний день.
Перевод с английского В. Постникова
© 1995 O'Reilly & Associates.
http://www.koob.ru/books/universe/holographic_universe.rar
| |
Hermine
Сообщений: 786 | 26 Мая, 2007 г. - 18:52   |
Quote:
| Как вы считаете, насколько плотным и материальным является наш мир? Он и вправду настолько реален, как принято об этом думать?
(Эта радуга действительно существует, или мы её просто выдумали? - тот, кто задал этот вопрос, стремительно падает вниз. Остальные продолжают сидеть на радуге. /Из рекламы/) |
|
Я мыслю, значит я существую, я сомневаюсь, значит я существую (с) Декарт
| |
zen_
Сообщений: 2594 | 26 Мая, 2007 г. - 19:31   |
... Философ Декарт, делая свое знаменитое заявление: “Я мыслю, следовательно, существую”, верил в то, что докопался до самой фундаментальной истины.
Фактически он сформулировал самое основное заблуждение: приравнял мышление к Бытию, а личность — к мышлению.
Неотвязный мыслитель, живущий внутри почти каждого из нас, пребывает в состоянии очевидной и несомненной разделенности, существуя в безумно сложном мире нескончаемых проблем и конфликтов, в мире, отражающем постоянно нарастающую фрагментацию разума. Просветление — это состояние цельности, состояние бытия “одно-в-едином”, а значит, состояние покоя. В единстве с жизнью в ее проявленном аспекте, в единстве с миром, так же как в единстве со своим глубочайшим “я” и с жизнью непроявленной — в единстве с Сущим. Просветление — это не только окончание страдания и нескончаемого внутреннего и внешнего конфликта, но также и конец чудовищной, рабской зависимости от обязательного думанья. Какое же это неописуемое, невероятное освобождение!
Отождествление со своим разумом создает непроницаемый заслон из принципов, ярлыков, образов, слов, суждений и определений, которые блокируют любые настоящие отношения. Оно вклинивается между тобой и твоим “я”, между тобой и твоими друзьями и подругами, между тобой и природой, между тобой и Богом. Это тот заслон из мыслей, который создает иллюзию разделенности, иллюзию будто есть “ты” и есть “другие”, существующие как бы совершенно отдельно от тебя. Тогда ты забываешь ключевой факт, лежащий в основе физических проявлений разобщенных форм, факт, состоящий в том, что ты пребываешь в единстве со всем, что есть. В слово “забываешь” я вкладываю такой смысл, что ты утрачиваешь способность чувствовать это единство как самодоказанную реальность. Ты можешь верить в то, что это правда, но уже не знаешь, что это именно так. Вера может быть удобной. Однако она становится освобождением только через собственный опыт.
Процесс мышления стал заболеванием. Ведь болезнь наступает тогда, когда нарушается равновесие. Например, в том, что клетки тела делятся и размножаются, нет ничего ненормального, но если этот процесс будет продолжаться, не согласуясь с организмом в целом, то они начнут размножаться бесконтрольно, и тогда начинается болезнь.
Замечание: Разум, при его правильном использовании, является совершенным и непревзойденным инструментом. При неправильном же применении он становится чрезвычайно разрушительным. Выражаясь точней, это не то, что ты, возможно, как-то не так им пользуешься – обычно ты им вообще не пользуешься. Он пользуется тобой. Вот в чем болезнь. Ты веришь в то, что ты есть твой разум. А это заблуждение. Это инструмент завладел тобой.
Я с этим не совсем согласен. То, что у меня, как и у большинства людей, много бесцельных размышлений, — это правда, но, все же, занимаясь чем-либо, я использую свой разум и все время поступаю именно так.
Одно то, что ты способен разгадать кроссворд или построить атомную бомбу, вовсе не означает, что ты используешь свой разум. Точно так же, как собаки любят обгладывать кости, разум любит запускать свои зубы в проблемы. Именно поэтому он разгадывает кроссворды и строит атомные бомбы. Тебя больше ничего не интересует. Позволь мне спросить тебя вот о чем: можешь ли ты освободиться от своего разума по собственному желанию? Нашел ли ты кнопку “выключить”?
Ты имеешь в виду — совсем прекратить думать? Нет, не могу, за исключением, может быть, момента или двух.
Это значит, что разум использует тебя. Ты бессознательно отождествил себя с ним, поэтому даже не знаешь, что стал его рабом. Это почти как если бы кто-то завладел тобой, не поставив тебя в известность, и ты принимаешь это владеющее тобой существо за самого себя. Свобода начинается там, где ты осознаёшь, что тобой никто не владеет, что ты не являешься объектом обладания, то есть не являешься мыслителем. Знание этого позволяет тебе наблюдать за бытием. В тот момент, когда ты принимаешься наблюдать за мыслителем, начинает активизироваться более высокий уровень сознания. Тогда ты приходишь к пониманию того, что за пределами мышления существует безграничное царство ума, и что мысль является лишь крошечной частью этого ума. Ты также понимаешь, что абсолютно все, что действительно имеет значение — красота, любовь, творчество, радость, внутренний покой, — возникает за пределами разума. Тогда ты начинаешь пробуждаться.
(с) Eckhart Tolle. The Power of Now
(с) Экхарт Толле. Сила Момента Сейчас
http://mir45.narod.ru/power.htm
| |
VolandV
Сообщений: 2587 | 26 Мая, 2007 г. - 21:03   |
Quote:
| Как вы считаете, насколько плотным и материальным является наш мир? Он и вправду настолько реален, как принято об этом думать?
(Эта радуга действительно существует, или мы её просто выдумали? - тот, кто задал этот вопрос, стремительно падает вниз. Остальные продолжают сидеть на радуге. /Из рекламы/) |
|
Более чем реален. Даже чтение Вами этих строк является подтверждением.
А реклама в большинствеслучаев использует илюзорность. В противном случае это уже не рекалама, а простое информирование.
| |
Violenca
Сообщений: 2063 | 30 Мая, 2007 г. - 15:44   |
Хочу добавить, что, быть может, не так уж важно, реален ли мир, или он своебразная проекция разума.
В любом случае мы оказываемся стоящими прямо лицом к лицу перед большой ТАЙНОЙ, будь ли это загадка разума (чьего? и как устроенного? и...???), либо бесконечная Вселенная (с макро- и микромиром и теорией Большого Взрыва).
Однако, для тех, кто, ни смотря ни на что, интересуется подобными вещами, и была создана данная тема.
Хочу привести, по моему мнению, небезинтересную ссылку для прочтения, и, возможно, обсуждения. Или для порождения всё новых и новых вопросов.
Ведь, на мой взгляд, умение задать правильный/точный вопрос, является первоосновой дара понимания.
| |
Violenca
Сообщений: 2063 | 30 Мая, 2007 г. - 15:53   |
И, вообще, я лично, как автор, буду рада отзывам, вопросам и концепциям, самым разнообразным. Всему, что по теме.
Давайте, заставим серые клеточки немного потрудиться.
А, кстати, есть ли среди нас люди, которых абсолютно не интересуют ответы на вопросы Вселенной? Которые вот, просто живут себе и живут, безо всяких оторванных вопросов?
| |
Valechka77
Сообщений: 1335 | 30 Мая, 2007 г. - 16:42   |
"Для нас сны — это не просто отдых и не случайные сновидения. Для нас это вторая и самая важная часть жизни.
Реальность, которую мы видим, создана нашим ограниченным сознанием. Это фантом, иллюзия, блеф. И только во сне, когда сознание спит, нам открывается истина. Сон — это царство подсознания. Он приоткрывает завесу над подлинной связью вещей.
Подсознание человека — это великая и бурлящая сила, здесь легко потеряться. И если ты не хочешь потерять себя в пучине своего подсознания, ты должен уметь контролировать свои сновидения."
(с) Анхель де Куатье
и еще (только не знаю чье это..)
"...Но он никогда не уточнял, что этот мир - мы сами...
Получается, что наши сны - это и есть мы настоящие?! - вдруг до меня дошла эта абсолютно очевидная, как казалось теперь, мысль. - Если собрать все компоненты наших снов воедино, то получится наш истинный портрет?
"
Я пока согласна с этими словами!
| |
Majya
Сообщений: 7661 | 30 Мая, 2007 г. - 17:06   |
Quote:
|
Учение о майе
Итак, Брахман сам по себе не является ни управителем, ни творцом видимого мира. Этот мир «создаётся» майей — совершенно особой сущностью, не реальной и не нереальной. (Понятие «майя» играет в адвайте такую роль, что саму эту философскую систему часто называют майява́дой.) Она лишена сознания, безначальна, непроявлена и неописуема. Кое в чем майя у Шанкары похожа на пракрити (материю) в санкхье, но она 1) совершенно несамостоятельна и 2) на уровне вьявахарики выступает как творческая сила Ишвары. Майя создаёт упадхи — ограничения (букв. фантомы), из-за которых джива видит себя отличным от Брахмана и окруженным другими самостоятельными дживами. Противники адвайты утверждают, что понятия всесовершенного единого Брахмана и затемняющей это единство майи в принципе несовместимы.
|
|
этот кусочек мне особенно понравился
сколько слов, а описана иллюзия
| |
WaLeRi
Сообщений: 2409 | 31 Мая, 2007 г. - 10:00   |
Quote:
| >>
Учение о майе
Итак, Брахман сам по себе не является ни управителем, ни творцом видимого мира. Этот мир «создаётся» майей — совершенно особой сущностью, не реальной и не нереальной. (Понятие «майя» играет в адвайте такую роль, что саму эту философскую систему часто называют майява́дой.) Она лишена сознания, безначальна, непроявлена и неописуема. Кое в чем майя у Шанкары похожа на пракрити (материю) в санкхье, но она 1) совершенно несамостоятельна и 2) на уровне вьявахарики выступает как творческая сила Ишвары. Майя создаёт упадхи — ограничения (букв. фантомы), из-за которых джива видит себя отличным от Брахмана и окруженным другими самостоятельными дживами. Противники адвайты утверждают, что понятия всесовершенного единого Брахмана и затемняющей это единство майи в принципе несовместимы.
<<
этот кусочек мне особенно понравился
сколько слов, а описана иллюзия |
|
Хочу к этому добавить, что Майя - это самая совершенная служанка Кришны.
Наш мир действительно очень иллюзорен, все , что мы видим - это лишь только наше видение.Действмительно, как в матрице.
| |
Violenca
Сообщений: 2063 | 01 Июн, 2007 г. - 02:41   |
Да, но как же быть с тем, что:
- удариться обо что-нибудь - больно
- сквозь стену пройти невозможно
- и т.д., и т.п?
Как это "склеить" с иллюзорностью мира?
И чья это иллюзия - наш мир?
| |
Amimona
Сообщений: 3463 | 01 Июн, 2007 г. - 02:49   |
Quote:
| >><<
Наша вселенная, быть может, находится в зубе какого-нибудь чудовища. (с)
Чехов
|
|
Помните, как в фильме "Люди в чёрном"? Он заканчивается тем, как нашей Вселенной и ещё парочкой других играется какое-то чучело в шарики. Меня этот момент передёрнул.
| |
Amimona
Сообщений: 3463 | 01 Июн, 2007 г. - 02:56   |
А вообще, иллюзия похожа на сон. Чтобы понять, сплю я или нет, надо себя ущипнуть. Больно - значит мир материален
| |
Violenca
Сообщений: 2063 | 01 Июн, 2007 г. - 03:00   |
Quote:
| А вообще, иллюзия похожа на сон. Чтобы понять, сплю я или нет, надо себя ущипнуть. Больно - значит мир материален |
|
А, может быть, боль является лишь нашей интерпретацией, т.е. тоже иллюзорна?
| |
Amimona
Сообщений: 3463 | 01 Июн, 2007 г. - 03:05   |
Quote:
| >>А вообще, иллюзия похожа на сон. Чтобы понять, сплю я или нет, надо себя ущипнуть. Больно - значит мир материален <<
А, может быть, боль является лишь нашей интерпретацией, т.е. тоже иллюзорна? |
|
Программа такая? А это должно быть важно? Если я иллюзия, то моя материя есть иллюзия - я тут живу и для меня это важно и материально. Слова такие есть у Льва Гумилёва - рыба не догадывается о существовании моря, пока её не поймают и не вытащат на берег.
| |
Violenca
Сообщений: 2063 | 01 Июн, 2007 г. - 03:07   |
Quote:
| Ох плотныыый! (трогая вскочившую шишку на голове).
И материальный! (вынимая банкноты из разбитого, головой, банкомата).
|
|
Банкомат разбить головой (чтобы получилось деньги достать) нереально, так же, как и пройти сквозь стену. Не нужно ипытывать иллюзий.
| |
|
Вселенная |
|