|
История любви: Шах-Джахан и Тадж-и-Махал
11 Окт, 2002
К нему не пускали друзей, у него не было книг, трое из четверых его сыновей - убиты. Сюда, в башню Красного форта, цитадели города Агры, бывшего владыку Индии Шах-Джахана заточили десять лет тому назад, в 1666 году. Старик не горевал о покойных, не жалел об отнятой у него власти - в его жизни осталась единственная страсть... Изо дня в день он смотрел на другую
сторону реки - там, на противоположном берегу Джамны, парила в воздухе его
мечта, любовь, воплотившаяся в белый мрамор, золото и самоцветы. Казалось, что
купола, минареты и покрытые ажурной резьбой фасады Тадж-Махала плывут над
землей. Говорили, что свою возлюбленную Шах-Джахан встретил на базаре - девушка
продавала деревянные бусы и была так прекрасна, что дешевые поделки показались
принцу бриллиантами чистой воды. На самом деле Арджуман была дочерью ближайшего
везиря падишаха и племянницей его любимой жены - но в остальном легенда не
лжет.
Принц так сильно любил свою избранницу, что не мог расстаться с ней
ни на час: она сопровождала его даже в походах; после того как Шах-Джахан,
подняв против отца мятеж, потерпел поражение, жена отправилась вместе с ним в
ссылку. Теперь Арджуман стали величать Мумтаз-Махал - Избранница Дворца. Другие
предпочитали имя Тадж-и-Махал - Венец Дворца. Прошли века, но ее усыпальница до
сих пор называется именно так.
...Войско было так велико,
что через деревни, встречавшиеся на пути, оно
проходило целый день. Шах-Джахан шел походом
на взбунтовавшихся подданных, беременная жена сопровождала его с караваном
прислужниц. Она умерла родами и перед смертью просила императора никогда больше
не жениться и почтить ее память таким мавзолеем, равных которому не было и не
будет. Муж сдержал слово: строительство продолжалось двадцать два года и
обошлось в неслыханную даже для императорской казны сумму: стены выкладывали
сердоликами, бирюзой, ляпис-лазурью, кораллами, жемчугом и малахитом, внутренние
ширмы были сделаны из чеканного золота и украшены драгоценными камнями.
Легенда говорит, что после того, как стройка подошла к концу, император
приказал отрубить архитектору руки - он не хотел, чтобы тот воздвиг второе такое
же чудо.
Напротив Тадж-Махала, на другом берегу реки, должен был стоять
построенный из черного мрамора мавзолей Шах-Джахана. Влюбленных соединял бы
черно-белый ажурный Мост вздохов - символ вечной, нетленной, неподвластной
времени любви. Мавзолей стал делом жизни императора - он забыл о том, что
владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и
коварным. Таким стал его сын Аурангзеб, храбрый воин и не знающий сомнений
исламский фанатик: расправившись с братьями и захватив власть, он разогнал
зодчих и камнерезов, а отца заточил в угловую башню агрской крепости. Бывшему
императору оставили нескольких слуг и серебряное зеркало, в котором он ловил
отражение минаретов Тадж-Махала: через десять лет заточения старик наполовину
ослеп и почти ничего не видел вдали.
Аурангзеб создал мощную, внушавшую
ужас соседям державу: его слово было законом, ему повиновались сотни тысяч
свирепых конников, по его приказу с лица земли исчезали целые города. Сейчас его
не помнит никто. Гробницы Мумтаз и Шах-Джахана теперь стоят рядом. Прах
императора по воле Аурангзеба был перенесен в Тадж-Махал ночью и захоронен без
почестей. Саркофаги находятся в нижнем, сводчатом помещении, свет проникает сюда
лишь через дверной проем верхнего вестибюля. Солнечные лучи отражаются от
полированной гробницы Мумтаз - ее поверхность кажется теплой, дышащей,
живой.
Саркофаг Шах-Джахана примостился рядом,
у стены, в густой тени, - ему солнечных лучей почти не достается. Властитель и
его жена прожили свои жизни, после их смерти прошли века, но самый незадачливый
из Великих Моголов, променявший власть на память о любимой, все так же
наслаждается светом, исходящим от прекрасной Мумтаз.
Источник: http://www.peoples.ru
|
|
|
|
|