“Молоко все равно быстро пропадет”.
Действительно, в настоящее время до 3-х месяцев грудное молоко получает только 10-14% детей, остальные уже искусственники. Причина столь раннего прекращения грудного вскармливания не в том, что мамы не хотят кормить, или им рано надо выйти на работу, или им мешает плохая экологическая обстановка. Причина удивительно проста и незатейлива: женщины просто не умеют этого делать – кормить грудью. Учится им, к сожалению, в современном обществе практически не у кого. Да и большинство женщин даже не думают о том, что кормлению грудью нужно учиться. А между тем, грудное вскармливание – это женское искусство, такое же, как например, умение вышивать, шить, вязать, вкусно готовить.
Почему-то никому не приходит в голову ждать от женщины, впервые взявшей в руки спицы и пряжу, шикарного свитера. Но все считают, что женщина, впервые взявшая в руки новорожденного, знает, как его прикладывать к груди. Она могла бы это знать, если бы на протяжении всей предыдущей жизни, начиная с раннего детства, она наблюдала, как другие женщины кормят грудью и ухаживают за своими малышами, тогда бы навыки грудного вскармливания и ухода за младенцем ей были бы известны и понятны. Но даже в такой ситуации, впервые родившей женщине, понадобилась бы практическая помощь более опытной матери. Одно дело – смотреть, как кормят другие, и другое дело – кормить самой. В современном цивилизованном обществе утрачено женское искусство грудного вскармливания, утрачена культура материнства. Молодая мама, даже готовая учиться материнству, может не найти в своем окружении женщины, имеющей опыт естественного вскармливания и ухода за младенцем. У нее будет много советчиков, на самом деле не имеющих представления о природных потребностях ребенка, но уверенных в своей правоте. Хочется порекомендовать маме, прежде чем прислушиваться к советам, поинтересоваться, как долго сам советчик кормил грудью и получал ли от этого положительные эмоции? К сожалению, для большинства мам сейчас основными источниками авторитетных сведений о грудном вскармливании выступают участковые педиатры, большей частью не имеющие личного, успешного опыта грудного вскармливания и необходимых теоретических знаний, но имеющие огромный опыт наблюдения за вскармливанием искусственным. И до сих пор пользуются популярностью советы из постоянно издающихся и переиздающихся книг одного мужчины педиатра, никого грудью не кормившего и даже не имевшего родных детей (Речь идет о Б.Споке.)
А как же книжки? К сожалению, во многих современных книжках советы, которые там даются по организации грудного вскармливания и уходу за грудным ребенком можно озаглавить “Что нужно сделать, чтобы было больше проблем” или “ Как быстрее потерять молоко”. Даже если у мамы есть самые лучшие книжки о грудном вскармливании, где все правильно и подробно изложено, грудное вскармливание собственного малыша у нее может не получиться. Попробуйте, впервые взяв спицы и нитки, связать что-нибудь по книжке. Вряд ли у вас сразу все получится, но если Вы долго будете стараться, совершать ошибки, переделывать заново, когда-нибудь Вы действительно научитесь вязать. Но у мамы и новорожденного нет времени и возможности учиться методом проб и ошибок. Совершая ошибки, мама получает недостаток молока, или болезни сосков, или отказ ребенка от груди, или все это вместе. Если в этот момент рядом с ней нет человека, способного указать на ошибки и показать, как их исправить, кормить ребенка она не сможет. Вот и получается, что сейчас в нашей стране кормят ребенка успешно и долго примерно 5% женщин. Это те мамы, которым повезло: малыш сразу правильно взял грудь, а мама, прислушиваясь к своим инстинктам и нуждам малыша, не обращает внимания на советы “бывалых” подруг и родственниц. Часто такая мама сомневается в правильности своих действий, потому, что ребенок ее ведет себя совсем не так, как дети-искусственники. И если у нее есть внутренние силы противостоять настойчивым советам извне, грудное вскармливание у нее и малыша складывается вполне успешно. К сожалению, очень часто, сомневающаяся в себе женщина, у которой на самом деле все было хорошо, начинает прислушиваться к некомпетентным советам и повторять чужие ошибки.
Практическое обучение необходимым приемам, передача личного, удачного опыта от одной мамы к другой – основа и залог успешного грудного вскармливания. Мама, получившая необходимые теоретические знания и обученная практическим навыкам и приемам не испытывает проблем с грудным вскармливанием. Кормит так долго, как это действительно необходимо ее малышу с точки зрения физиологии и психологии. В цивилизованном мире становится все больше организаций, которые занимаются распространением и поддержанием в обществе знаний о грудном вскармливании. Это не медицинские организации. Это сообщества матерей, имеющих успешный опыт грудного вскармливания и готовых поделиться им со всеми, кому он необходим. Опыт грудного вскармливания передается от матери к матери. Никак по-другому он передан быть не может.
“Кормить можно до полугода, потом уже прикормы и зачем сосать, если можно пить из чашки”.
Так считают люди, относящиеся к грудному вскармливанию, только, как к источнику пищи для ребенка. Таких людей сейчас большинство. Если действовать по книжке “Детское питание”, относясь к грудному молоку только, как к еде и замещая кормления прикормом, к девяти месяцам останется одно грудное кормление рано утром, да и его можно кефирчиком заменить… А на самом деле сосание груди ребенку нужно не только для того, чтобы наесться. Ему нужно общение с матерью во время прикладывания к груди. Отвечая на беспокойство и плачь прикладыванием к груди, не задумываясь, нужно ли сейчас ребенку есть, пить или спать, мама формирует у малыша уверенность в ней, в том, что она всегда придет на помощь, в том, что окружающий мир доброжелателен к малышу и любит его. Все это необходимо человечку для формирования уверенности в себе и устойчивой психики, для благополучной социальной адаптации и многого другого. Если мама действует исходя из физиологических и психологических потребностей ребенка, постепенно приучая его к пище взрослых, то замещения кормлений прикормом не происходит. Переход ребенка на общий стол и грудное вскармливание – это параллельные процессы, а не взаимозаменяемые действия. Они даже иногда пересекаются, т.к. попробовав новую для себя пищу, ребенок прикладывается к груди, запивая еду молоком. Замещать кормления прикормом ребенку, находящемуся на правильно организованном грудном вскармливании не возможно еще и потому, что у ребенка основные прикладывания-кормления связаны со снами: ребенок сосет грудь засыпая, и после пробуждения. А завтраки, обеды и ужины, во время которых он знакомится с новой пищей, происходят во время его бодрствования.
“После года в молоке ничего полезного нет”.
Мамин организм не знает, что у ребенка сегодня день рождения и не начинает вырабатывать жидкость второго сорта. Молоко и на втором и на третьем году лактации содержит все необходимые ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, гормоны, защитные факторы и многое другое. Во время инволюции лактации, когда грудное вскармливание заканчивается естественным образом, грудное молоко приближается по своему составу к молозиву. Это необходимо, чтобы максимально защитить мамину грудь и здоровье малыша в сложный период отлучения от груди. Малыш, пососав несколько месяцев молоко на фоне инволюции и получив большие количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, которыми и богато молоко во время инволюции, после отлучения не болеет по крайней мере в течение полугода. И его мама, отлучив малыша, никогда не сталкивается с проблемами и виде мастита, в отличие от женщины, прекратившей стабильную лактацию несвоевременно и неграмотно. Так что молоко после года полезно ребенку, так же, как необходимы ему и прикладывания к груди. Малыш после года прикладывается к груди, когда засыпает и во время ночного сна, утром, когда просыпается, прикладывается днем, чтобы заснуть, просит грудь, когда хочет пить или запить другую еду, когда расстроен, обижен, нуждается в утешении, подбегает к маме пососать, когда соскучился по ней. С возрастом потребность в прикладываниях к груди уменьшается, т.к. уменьшается потребность в абсолютной материнской защите.
Все дети очень разные. Есть малыши, которые в свои 1,5-2 года совершенно спокойно могут обходится без груди, и есть дети, которым мамина грудь нужна до 3-4лет. Утверждение, что сосать грудь больше года вредно, не укладывается и в биологические рамки, если посмотреть на человека, как на млекопитающее из отряда приматов. Крупные приматы кормят своих детенышей примерно шесть периодов равных длительности беременности. У человека в таком случае длительность грудного вскармливания получается 54 месяца, или 4,5 года. Может быть кому-то и не понравится сравнение с обезьянами, но надо все-таки учитывать биологию. В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического здоровья, идет усовершенствование систем его организма, основной рост мозга, приходится на первые три года жизни ребенка. Грудное молоко содержит огромное число компонентов, необходимых для развития малыша. Этих компонентов нет ни в самых современных смесях, ни в пище взрослых, и никогда не будет. Как уже говорилось выше, это факторы иммунной защиты, факторы роста тканей, гормоны и биологически активные вещества, формы витаминов и соотношения микроэлементов оптимальные для усвоения. Все это нужно получать ребенку не только в первый год жизни.
Оптимальной длительности грудного вскармливания нет, т.к. нет одинаковых детей и одинаковых мам. При правильной организации грудного вскармливания, окончание этого процесса находится где-то между 1,5 и 4 годами, и зависит не от мнения врачей или близких родственников и подруг, а от готовности к отлучению от груди малыша, от сроков наступления инволюции лактации у его мамы, от готовности самой мамы к отлучению от груди. И больше ни от чего.
Лилия Казакова для журнала “Лиза. Мой ребенок”