Все мы понимаем, сколь важно уметь отойти от стереотипного, шаблонного мышления, но как, отбросив общепризнанные пути разрешения определенной задачи, научить ребенка мыслить нестандартно?
Отойти от шаблонного мышления сразу очень сложно, тем более что существует множество операций, которые выполняются механически, "по инерции". Вспомните такую банальную ситуацию: при ремонте квартиры настенные часы и выключатель перенесли на новые места. Но еще долгое время мы будем искать глазами часы на старом месте или пытаться нащупать выключатель там, где его уже нет. Действительно, не задумываемся же мы, когда надо завязать шнурок на ботинке или нарезать хлеб к ужину.
Сам процесс обучения в школе - это и есть выработка определенных стереотипов мышления. Но одно дело математика или русский язык, где дважды два - всегда четыре, а "цыпленок" - всегда пишется через "ы". Совсем иная ситуация в творчестве. Здесь шаблонное мышление (другими словами - психологическая инерция) не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения. не отвечающие обще признанным стандартам.
Давно замечено: чем больше у человека знаний, опыта, регалий, тем труднее ему оторваться от укоренившихся стереотипов. Лишь немногие взрослые обладают детским, раскрепощенным мышлением, умением нестандартно подойти к решению каких-либо задач и ситуаций. Попробуйте решить простенькую задачу: "Как бросить мяч так, чтобы он вернулся к Вам по одной и той же линии (траектории), никого и ничего не коснувшись?" А теперь предложите решить эту задачку детям четырех-шести лет, и не удивляйтесь, если они это сделают быстрее Вас.
Дело в том, что психологическая инерция у дошкольника практически отсутствует. Школа, безусловно, этот "пробел" восполнит, отучив ребенка абстрагировать, фантазировать при решении какой-либо задачи. Но сейчас ребенок видит все просто, как на ладони.
В теории решения изобретательских задач большое если не основное, внимание уделяют тому, как научить детей мыслить творчески, используя необычные приемы и ресурсы. Воображение, фантазия — это основные инструменты для развития творческих способностей и мышления ребенка.
Известен следующий эксперимент. Трехлетних близнецов развели в разные группы и предложили увлекательное занятие - складывать из кубиков различные фигуры. Задания были одинаковы, но в одной группе ребятам для ориентировки дали рисунок-схему, а в другой они должны были полагаться исключительно на свое воображение. Когда, спустя месяц, дети получили контрольное задание - сложить незнакомую фигуру без помощи рисунка-схемы, малыши из первой группы не смогли с ним справиться, их творческие способности развивались менее активно. А ребятам из второй группы это оказалось по плечу.
Предложите своим детям игру под названием "Робинзон Крузо". Она развивает нестандартное мышление, приучает находить и использовать различные ресурсы для решения задач.
Все вы, конечно, помните замечательного Робинзона, который волей случая попал на необитаемый остров. По даже гениальный Даниель Дефо не смог оставить своего героя в экстремальных условиях, не дав ему хоть что-нибудь для того, чтобы выжить. Автор "подбросил" Робинзону с разбитого корабля все необходимое для существования: ружье, порох, инструменты - орудия труда.
Детям предлагается аналогичная ситуация: "Плыли на корабле... Кораблекрушение... Ребенок (он же Робинзон) попадает на необитаемый остров". На берег выбрасывается содержимое трюмов (какое, подскажет Ваша фантазия). В пашем случае это были коробки с жевательной резинкой. Масса коробок. Не ограничивайте ребенка в ресурсах. Предоставьте детям возможность самим определить, что необходимо в первую очередь для выживания на острове. Интуитивно они выберут самое главное: дом, еда, вода, огонь, одежда... Теперь предложите построить (сделать, добыть) все это, используя (в данном случае) лишь коробки с жевательной резинкой. (Маленькая подсказка: для начала выберите разнородные предметы, постепенно сужая их крут. Мы в первый раз предложили детям удочки и зонтики как содержимое трюмов).
Итак, прежде всего решили построить дом. Основанием послужили коробки, скрепленные для большей надежности и защиты от ветра "раствором" из жевательной резинки. Для защиты от дождя крышу накрыли непромокаемыми вкладышами и фольгой от оберток. Мебель была также изготовлена из коробок. Для удобства коробки-кровати предварительно наполнялись измятыми фантиками. Кто-то предложил "застеклить" окна пленкой, растянутой из надутых жевательных резинок. Из итого же материала малыши "сплели" сеть для ловли рыбы. Дети постарше (5-6 лет) изобрели что-то наподобие удочки-закидушки. Роль лески выполняла все та же растянутая жевательная резинка, поплавка - надутый пузырек из жевательной резинки поярче: даже червячок был сделан из нее. Из скрепок, найденных в коробках, смастерили крючки. Задача усложнилась, когда стали выяснять, что же делать с сырой рыбой. Поступило множество предложений: высушить ее, запечь в горячем песке, сварить уху. Но как разжечь костер? Самым интересным решением было добыть огонь с помощью увеличительного стекла, сделанного, естественно, из жевательной резинки (пузырь, наполненный водой). Проблему отсутствия пресной воды тоже решили быстро: было предложено но всему острову выкопать ямки и обмазать их изнутри жевательной резинкой. Оставалось лишь дождаться дождя.
Масса оригинальных решений касалась изобретения одежды. От самых простых: проделать в коробках отверстия для головы и рук - до более оригинальных - скрепить фантики жевательной резинкой или скрепками: получились прекрасные штанишки и платьица.
Эта игра хороша еще и тем, что попутно дети могут изучать свойства предметов и явлений, моделировать, проводить эксперименты. А ведь взрослые зачастую боятся предложить малышам сложные задачи, считая, что они не под силу детскому уму. Конечно, ребенок может не понимать некоторых тонкостей, известных взрослым, но часто он высказывает идею, которая приводит к искомому результату.
В заключение необходимо заметить, что не следует чересчур придирчиво оценивать предложения детей. Главное, чтобы они мыслили, фантазировали, применяли необычные приемы для решения поставленных задач, используя различные, невидимые на первый взгляд, ресурсы.
Владимир БОГАТ, преподаватель ТРИЗ, Молдова
Журнал "Психолог"