Исследования, проведенные в США в середине семидесятых годов, установили, что ребенок младшего школьного возраста проводит у экрана телевизора в среднем от четырех до пяти часов в день. Этот факт свидетельствует о том огромном влиянии. которое может оказать телевидение на развитие ребенка. Хотя, в отличие от общения со сверстниками, просмотр телевизионных программ не дает ребенку возможности полноценного социального взаимодействия, предполагающего наличие обратной связи между партнерами, этот процесс способствует выработке устойчивых моделей поведения, формированию ценностных ориентаций и картины мира ребенка.
Ниже будут рассмотрены аспекты влияния телевидения на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка.
“Телевизионный интеллект”
Телевидение постепенно вторгается в мышление ребенка, “завоевывая” в нем все более и более обширные территории. Дети дошкольного возраста довольно редко бывают полностью поглощены телевизионной картинкой. С телевидением успешно конкурируют любимые игрушки, некоторые программы быстро наскучивают ребенку, да и сама по себе ситуация просмотра не способна полностью поглотить его внимание в течение длительного времени. Отметим, что заботливые родители стараются в этом возрасте “дозировать” воздействие телевидения. Мы ограничиваем контакт детей с телевизором сугубо детскими передачами, мультфильмами, сказками и т.п. Гораздо чаще, чем в последующем, ребенок дошкольного возраста свстречается с запретом на просмотр определенных программ( “Тебе еще рано это смотреть “ и т.п.). Еще важнее то обстоятельство. что в этом возрасте ребенок часто смотрит телевизор в присутствии взрослого, получает соответствующие комментарии и уже упомянутую “обратную связь”, которой практически лишается впоследствии.
Родителям не мешает задуматься о том, что телевизор, как правило. дает ребенку гораздо более широкий диапазон тем и событий, чем тот, на который он может рассчитывать во время разговоров с ними. Вообще, чем шире круг нашего общения с детьми, тем больше шансов успешно конкурировать с телевидением. Если ваш интерес к музыкальным программам, которые ваши сын или дочь смотрят по телевизору, ограничивается просьбой “сделать потише”, то можете быть уверены, что по крайней мере одна тема, важная для ваших детей, окажется исключенной из их разговоров с вами.
Ребенок школьного возраста, для которого телевизор становится важнейшим источником информации, сталкивается с двумя основными проблемами.
Во-первых, он должен научиться усваивать обширную и разнородную информацию непривычно ширкого для него диапазона. Во-вторых, он должен научиться оценивать достоверность этой информации, определять - чему верить, а чему - нет.
Телевизор не заменяет общения. Телевизор - не собеседник. Потребность в общении со сверстниками в те часы, когда ребенок сидит у телевизора, блокирована. В этом смысле, можно утверждать, что телевидение развивает эгоцентризм, во всяком случае - не способствует его ослаблению. “Выпав” из реального взаимодействия. ребенок лишается возможности определить, совпадает ли его понимание увиденного с тем, что входило в намерения авторов телепрограммы.
Несмотря на продуцируемое им одиночество, телевидение вносит существенный вклад в характер общения ребенка со сверстниками. Многое из того, что он видит на экране, постепенно переходит в его игры с товарищами. Драматические сцены погонь, захватывающие приключения искателей сокровищ в джунглях Амазонки, подвиги “супегероев” - все это становится содержанием игр на улице. Телевидение оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Психологи установили, что наиболее действенна эта “стимуляция” для детей со слабо развитым воображением и фантазией, для тех, кто не обладает самодостаточностью.
Хотя россияне своеобразно воспринимают рекламные ролики, наводнившие телевизионный эфир, чему, в частности, свидетельством многочисленные анекдоты и шутки, обыгрывающие наиболее назойливые рекламные формулы, но влияние рекламы несомненно велико. Американские психологи давно установили, что дети далеко не всегда распознают в рекламе средство внушения. Еще реже они фиксируют внимание на предупреждениях по поводу конкретных продуктов, например - лекарств. Кстати, наша телереклама подобными предупреждениями, прямо скажем, не перегружена. Известна тенденция детей младшего школьного возраста, посмотревших рекламу каких-либо медикаментов, “экспериментировать” с этими препаратами, когда они обнаруживают их дома. Реклама, как известно, больше умалчивает о товаре. чем сообщает. Некорректное представление товара на телевидение может сформировать у ребенка совершенно превратное представление о его ценности и желательности.
“Телевизионные” эмоции и модели поведения
Можно считать установленным фактом, что просмотр телепередач серьезно влияет как на моральное развитие ребенка, так и его социальную и половую идентификацию. Влияние это, разумеется.не всегда отрицательное. В частности, ребенок может узнавать из телевизионных программ эффективные модели социально желательного поведения. Большинство так называемых “детских” передач более или менее внятно доносят до ребенка такие важные вещи как необходимость серьезной учебы, уважение к родителям, терпимость по отношению к сверстникам, заботу о животных и т.п.
Большое количество американских фильмов, показываемых в настоящее время по различным каналам нашего телевидения, при всей их удручающей однотипности и предсказуемости, тем не менее содержат простые и понятные “моральные послания” к юному зрителю. “Добро побеждает зло”, “Преступление влечет неотвратимое наказание”, “Усердный труд вознаграждается”, “Любовь к ближнему в конце концов торжествует”, “Честность - лучшая политика”, “Все люди - братья”, “Бог тебя любит” и т.п. - сквозь любые, даже самые “навороченные” сюжеты легко просматриваются эти нехитрые формулы. Именно их простота и назойливая монотонность повторения во многих случаях обеспечивают усвоение ребенком базовых моральных моделей и их перевод на бессознательный уровень.
Простота и примитивность “посыла” имеет и свою оборотную сторону. В большинстве типичных фильмов даже самые сложные проблемы, как правило, в конце концов разрешаются самым благополучным образом. Наверное, в этом преимущество американского “хэппи-энда” перед безысходностью отечественной “чернухи”. Однако, в результате такой позитивной обработки ребенок приобретает уверенность в том, что разрешение его собственных моральных проблем должно быть столь же быстрым и гладким, как и в телевизионном мире. Дети могут испытывать серьезную фрустрацию, обнаружив, что они не в состоянии понравиться тем, к кому тянутся, а также, что их конфликты с окружающими оказываются затяжными (в любом фильме они обязательно разрешаются за полтора-два часа!). В этом смысле простота играет дурную службу ребенку. мешая ему осознать сложную внутреннюю динамику взаимоотношений человека с внешним миром и с самим собой.
Сравнительно мало исследована проблема влияния телевидения на формирование половой идентификации ребенка. Дело в том, что телевидение часто предлагает нам стереотипные представления о типично мужском и женском поведении. Мужчины обычно доминантны, агрессивны, независимы, властны и рациональны. Женщины, напротив, обычно показаны зависимыми, слабыми и чрезмерно эмоциональными. Девочке довольно трудно найти в качестве образца для подражания сильную и независимую женщину, которая самостоятельно пробивает дорогу в жизни. Мальчику редко представляется возможность увидеть героя-мужчину, испытывающего те же страхи и сомнения, которые вполне привычны для ребенка. Как мы знаем, в жизни вряд ли типичной является семья, функционирующая в соответствии с предлагаемой телевидением моделью. В жизни нам почти не приходится сталкиваться с супергероями. Единственным исключением, пожалуй, является спорт.
Наиболее серьезным и драматичным по последствиям является, пожалуй, влияние телевидения на агрессивность ребенка. Жестокость и насилие, обильно заполняющие телевизионный экран, добавляют множество агрессивных моделей в поведение ребенка, в результате чего в реальной жизни дети охотно имитируют агрессивные реакции телевизионных персонажей. Даже уже упомянутые фильмы, несущие некие позитивные моральные формулы, сплошь и рядом демонстрируют насилие и жестокость как средства достижения вполне благородных целей. Таким образом, насилие становится социально одобряемым средством достижения добра.
Многочисленные исследования убедительно показывают, что широко опубликованные сведения об актах насилия имеют тенденцию порождать сходные акты насилия в отношении сходных жертв, вне зависимости от их направленности на другого человека или на самого себя.
Еще важнее то обстоятельство, стереотип разрушения распространяется в форме “подражательной агрессии”. Психологический механизм последней можно описать так: ребенок видит на экране проявления насилия и жестокости, и в нем усиливается ожидание жестокости от окружающего мира. Начав воспринимать мир как более жестокий и пугающий, ребенок становится более настороженным, занимает позицию “активной самообороны” и...неизбежно оказывается более агрессивным. Поскольку он не одинок в этом, то и мир становится более агрессивным, стало быть - его опасения “оправдываются”. Агрессия становится формой поведения.
Заметим, что просмотр американского триллера о маньяке убийце, имеет, по всей видимости, куда меньшее влияние на “развязывание” агрессивных импульсов, чем сообщения об актах жестокости и насилия в реальной жизни. К примеру, в щироко известном фильме “Молчание ягнят”, содержащем множество сцен патологической жестокости, авторами подчеркиваются патологические черты маньяка-убийцы. Создатели фильма как бы побуждают нас ужаснуться не только сами актам насилия, но и противоестественному клубку патологических черт в психике маньяка. Для нормального зрителя отождествление себя с таким агрессором практически невозможно, хотя популярный актер Энтони Хопкинс придает этому образу и определенную привлекательность.
Социальные психологи, исследовавшие проблему влияния телепередач со сценами насилия на агрессивность подростков, выделили три фактора, способствующих “усвоению агрессии”. Так. установлено, что подражательная агрессивность возрастает, если:
- изначально высока агрессивность зрителя;
- высока степень идентификации с агрессором;
- имеется достаточно обстоятельств, “оправдывающих” агрессора.
Представляется, что просмотр телевизионной хроники и отечественных “триллеров”, как правило, лишенных “хэппи-энда” и сосредоточенности на патологии отрицательных героев (мафиози, “крутых” бизнесменов или киллеров-исполнителей), обеспечивает как раз довольно высокую вероятность идентификации с субъектом насилия и “оправдания” агрессора. Месть, “наказание” за недобросовестность в деловом партнерстве, безденежье, конкуренция, политические мотивы - все это в общественном сознании, а тем более - в сознании ребенка, становится или уже стало если не оправданием, то по крайней мере - вполне “понятным” объяснением насилия. Феномен “подражательной агрессии” является, безусловно, мощным и вполне “жизненным” механизмом, который весьма трудно преодолеть.
Влияние телевидения на психику ребенка, в том числе - раннего возраста, чрезвычайно сильно и неоднозначно. Его преимуществом можно признать быстрый доступ к новизне, разнообразию и динамичности современной жизни. Негативной же стороной влияния телевидения является, прежде всего, формирование отрицательных моделей поведения, и в частности - подражательной агрессии. Кроме того, телевизионная версия окружающей действительности, будучи зачастую весьма привлекательной для ребенка младшего возраста, одновременно может дезориентировать его при столкновении с реальными жизненными проблемами.
Петр Лунев,
руководитель психологической службы
группы компаний "Ист Лайн"