Ученые не верят, что бабка с дедкой смогут правильно воспитать внука.
Если вы, молодые мамы и папы, отдаете своего ребенка на попечение бабушек и дедушек, знайте, что в школе ваше чадо наверняка будет учиться хуже, чем те дети, которые ходили в детский сад, или если за ними присматривала няня. К такому невеселому выводу пришли ученые из Великобритании.
В течение 12 лет велись наблюдения за развитием 12 тысяч детей до восьмилетнего возраста. Их умственное развитие оценивалось по двум показателям: грамотность и умение считать. Итак, отсутствие матери, занятой на работе, безусловно, оказывает на ребенка огромное влияние. Какое же - положительное или отрицательное? К своему удивлению, ученые обнаружили, что тут определяющее значение играет выбранный тип заботы о ребенке: отдают ли его в детский сад или привлекают к воспитанию бабушку с дедушкой, а то и других родственников, друзей.
Ученые считают: дети, о которых заботились родственники родителей, часто сталкиваются с большими проблемами в школе. В то же время посещение детского сада или профессиональный уход за ребенком няни якобы защищают детей от многих проблем.
Почему бабушки и дедушки, друзья и родственники могут оказать плохое воздействие на ребенка? Причин может быть несколько. Например, эти люди, возможно, не слишком-то рады находиться с малышом круглые сутки и быстро теряют к нему интерес. К тому же они не прошли специальной подготовки для того, чтобы заботиться о детях. Ученые рекомендуют: лучший вариант в условиях, когда с малышом не может сидеть его мама (отец обычно больше занят на работе), - чередовать детский сад или няню с помощью родственников или друзей.
Еще один важный момент: выход матери на работу сам по себе вредит ребенку только в том случае, если ему еще не исполнилось полтора года.
Когда же мама частично занята на работе и привлекает бабушку или другого близкого человека на ограниченное время - ребенок развивается совершенно нормально.
Исследования англичан мы попросили прокомментировать старшего научного сотрудника Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания, домашнего психотерапевта Гражану БУДИНАЙТЕ:
- На первый взгляд вывод англичан кажется несколько парадоксальным. Как же так, дедушка с бабушкой во внучатах души не чают, любят их безмерно и уж никак не хотели бы, чтобы в школе они учились плохо. Но... проблемы возникают в тех семьях, в которых почти все родительские функции по отношению к малышам передаются старикам. На просторах нашей страны это можно наблюдать сплошь и рядом. Молодые родители безмерно рады, если удается переложить заботу о своем чаде на плечи дедушек и бабушек.
Но у ребенка другой мир. Он все воспринимает не так, как мы, взрослые. Его интеллектуальное развитие во многом происходит через тесный эмоционально-психологический контакт с окружающими его людьми, и если функции матери выполняет бабушка, а отца - дедушка, то эмоциональное и, конечно же, интеллектуальное развитие малыша может замедляться. Объясняется это просто: в силу возраста у наших дедушек и бабушек эмоциональная "упаковка" передаваемой малышу информации, на которую он реагирует в первую очередь, уже не такая яркая и впечатляющая, как у молодых.
И совсем другая ситуация, если ребенок ходит в садик. Там, общаясь со своими сверстниками, он приобретает навыки быстро адаптироваться к недомашней среде, становится уверенным в себе, учится решать конфликтные ситуации, играя, обогащает свой эмоциональный мир и т.д. Кроме того, он вовлечен в программу, которая целенаправленно готовит его к школе. Возвращаясь после садика в семью, у него гораздо теснее контакт с родителями, которые за время работы уже соскучились по нему. Мой совет родителям: дедушки и бабушки могут оказывать помощь в воспитании ваших детей, но заменить вас не могут.
Спорить с учеными - дело бесполезное, тем более что я полностью согласен с выводами и английских, и русских специалистов. Их исследования проводились с позиции сегодняшнего дня. А какие его требования к молодым людям, мы знаем: быть образованными, жесткими, целеустремленными, решительными... Иначе в этом мире не найдешь себе места, не утвердишься, не сделаешь карьеры. На это и нацелена вся наука воспитания не только в Великобритании, но теперь уже и в России.
В этом заинтересовано любое государство, потому что сильной страна может быть только тогда, когда в ней живут сильные люди. Но тут я натыкаюсь на первый тупик: в чем их сила? Мы больше культивируем сегодня силу физическую, интеллектуальную. А как же быть с силой духовной? Нужна ли она сегодня - та, что формируется на любви?
Где больше всего ребенок получает любви? Конечно, в семье. От кого? Конечно, от бабушки и дедушки. Потому что любовь матери, например, и бабушки разная. Не ученые, а мудрая жизнь давно доказала: мать любит ребенка как последнюю игрушку, к тому же ей постоянно некогда - учится, работает, с друзьями много общается, т.е. ведет активную жизнь, потому что молодая. А для бабушки и дедушки настоящие дети - это внуки, если, конечно, на старости лет люди сохранили в себе способность и потребность любить,
Еще один немаловажный фактор, значение которого доказала жизнь: у молодых родителей жизненного опыта почти нет, он накапливается с годами к старости, и тогда его хочется кому-то передать - и кому же его передавать как не внукам? И в этом плане никакая наука мне не докажет, что лучшие воспитатели - родители, а не дедушки с бабушками. В России во все времена, кроме нынешнего, дорожили преемственностью поколений. Гордились династиями во всех профессиях - когда секреты мастерства передавались от деда к внуку. Это были истинные знания. То была сила духовная.
Леонид ЧЕРНОШКУР.